Каждый 4-й пациент с депрессий вылечивается благодаря…сочинению музыки. Создание музыкальных произведений позволяет устранить тревожность, снять стресс даже у людей с тяжелой формой депрессии[1]. Для сравнения: посредством стандартной терапией антидепрессантами удается помочь только 1-му человеку из 7–16 пациентов.
|
|
СИЛА ИСКУССТВА
«Терапия музыкой помогает людям лучше разобраться в своих эмоциях без слов», — говорит Якко Эрккила (Jaakko Erkkilä), глава музыкального отдела Университета Ювяскюля (University of Jyväskylä), Финляндия. По словам эксперта, сочинение музыки помогает депрессивным людям на нескольких уровнях: получение эстетического наслаждения, созидание, сосредоточение, которое отвлекает от негативных мыслей, и общение с окружающими без слова, а через мелодию, что позволяет снять напряжение и расслабиться.
Музыка – явление физическое, поскольку представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят обработку в слуховом анализаторе, в частности – в корковых структурах головного мозга. Возникающие реакции порождают различные эстетические переживания, динамика которых всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.
Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое — тембр и мелодию. Кстати, японские ученые установили, что, когда профессиональные музыканты слушают музыку, у них более активно работает левое полушарие мозга, тогда как у обычных людей — правое. Это может означать, что музыканты, в отличие от других людей, могут «обрабатывать» музыку, как речь. Занятия музыкой с детства способствуют развитию левой височной области мозга, отвечающей за логическую обработку звуковой информации.
Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2, 2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, подстраивается под нее, и в результате поднимается настроение, работоспособность, может снижаться болевая чувствительность, нормализуется сон. Неудивительно, что мелодии, доставляющие радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления. Приятная музыка улучшает концентрацию внимания и тонизирует нервную систему.
Невидимое влияние
Ученые пытаются понять, каково психологическое, физиологическое и биохимическое воздействие музыки на человека. Достоверно установлено, что классическая музыка композиторов прошлых веков благотворно влияет на организм: снимает стресс, значительно уменьшает болевые ощущения, улучшает результаты клинической терапии. В ходе экспериментов на мышах японским ученым удалось установить, что музыка также снижает число случаев отторжения сердечных трансплантатов, положительно влияя на иммунную систему. Так, оперная («Травиата») и классическая (Моцарт) музыка существенно увеличивают срок жизни пересаженного органа, предотвращая его отторжение, в то время как современная музыка (Enya) не оказывает такого эффекта.
Помимо этого, ученым удалось выяснить, что произведения Мендельсона, Гершвина, Моцарта снимают приступы шумовой мигрени, которая нередко разыгрывается после прослушивания тяжелой музыки. Дело в том, что громкие звуки убивают волосковые клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг. Городской и производственный шумы не менее опасны: 70% неврозов возникает из-за шумового фона.
Длительное звуковое давление ведет к нарушению логики и неуравновешенности. А люди, живущие рядом с оживленными автомагистралями, часто страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, гипертонией, расстройствами пищеварения.
Музыка может даже повысить или понизить содержание гормонов в крови, помочь справиться со стрессом. Дети, занимающиеся под музыку, лучше и быстрее запоминают учебный материал, чем те, которые выполняют задания в тишине.
Эксперимент профессора Готтфрид Шлауга (Gottfried Schlaug)[1] и его коллег показал, что у детей, которые в течение пятнадцати месяцев не менее двух с половиной часов в неделю занимались музыкой, объем мозолистого тела головного мозга — органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями — увеличился в среднем на 25%.
Логично, что определенная музыка может оказывать эффект, обратный положительному. Например, саундтреки к фильмам ужасов. Основная цель такой музыки вызывать страх, неприятные эмоции и создавать напряжение. Для достижения цели в подобной музыке должна быть нарушена структура. Именно поэтому у многих людей во время просмотра появляется страх и тревога. Музыка воздействует в данном случае зачастую сильнее изображения.
Исцеление прекрасным
Учитывая вышеизложенное, невозможно не уделить внимания музыкотерапии, в основе которой лежат несколько принципов воздействия: психо-эстетическое, физиологическое и вибрационное. Психо-эстетическое воздействие направлено на выработку положительных ассоциаций, физиологическое — на налаживание работы отдельных функций организма, а вибрационное — призвано при помощи звуков активизировать различные биохимические процессы на клеточном уровне.
Музыкальные программы, разработанные учеными, направлены на снятие стресса и облегчения боли у взрослых и детей, повышение резервных особенностей организма человека, лечение бронхиальной астмы, лечение психосоматических расстройств. Ученые доказали, что пение укрепляет иммунную систему. Исследуя кровь людей, в течение 60 минут исполнявших «Реквием» Моцарта, они обнаружили, что концентрация иммуноглобулина А, формирующего защитный клеточный барьер, существенно повысилась, так же как и гидрокортизона — антистрессового гормона.
Говоря об искусстве, невозможно хотя бы не коснуться темы живописи, которая также как и музыка благотворно влияет не только на духовное и интеллектуальное развитие человека, но и на его психическое здоровье. Созерцание творений великих мастеров вызывает состояние, подобное влюбленности.
Как объясняют ученые из Университетского колледжа Лондона (University College London), это связано с активизацией одних и тех же участков мозга. При просмотре картин и взгляде на любимого человека в организме наблюдается всплеск дофамина, отвечающего за чувство удовольствия и способствующего возникновению приятных ощущений.
[1] Annals of the New York Academy of Sciences. Volume 1060, The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance pages 219–230. 12.2005
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/almed/braineco.ru/docs/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 77
-
Умная башня: исцеляющая архитектура Москвы
-
Музыкальные центры мозга
-
Хобби предотвращает развитие слабоумия
-
Занятия музыкой развивают речь
-
Музыка Моцарта улучшает работу мозга
-
Музыкальное образование улучшает академические успехи детей школьного возраста
-
Музыкальное образование способствует изучению иностранных языков